…………………..Пожалуй для меня это был самый «долгий» проект, и скорее всего чуть ли не самая спорная переделка… Хотя, кто не рискует))))))))))))))
Про треснувшие стёкла на ПТФ-ках Хайлэндера по моему уже исписаны целые тома…)) Но стёкла лопаются , и лопаются… Видимо не знают, что про них столько написано… И если честно, этот материал я начинал писать уже не один раз.. Просто как то пока надумаю что то изложить, либо новая идея приходит, либо просто времени не хватает..
Но суть изысков постараюсь изложить вкратце..
Первым этапом не равной борьбы с ПТФ-ками это была замена стёкол.. Со стёклами описано не раз и не два, замечу только пару пунктов..
Стёкла для наших ПТФ идеально подходят от китайских противотуманок (продаются на авто рынках, по цене 400-450 руб. комплект), но чем замечателен этот вариант, это тем, что в продаже бывают они с разными типами стёкол… Просто прозрачные, белые, рифлёные, с напылением, жёлтые, и жёлтые рифлёные… Выбирай, что хош! Мало того, стёкла вполне приличные, и легко вынимаются из фар. Так что вероятность их повредить –минимальная.
Пункт два, тоже пожалуй важный. Разбирать «наши» фары можно и без духовки. Я с успехом разобрал фары нагревая их просто строительным фэном. Просто зажав фару в тиски. Быстро и аккуратно.
Вклеивать стекло лучше всего специальным герметиком для аквариумов. Он продаётся к стати в небольшой упаковке, в тюбике с не большим аккуратным носиком , очень удобным для вклейки стекла.
Ну а дальше в моём случае начались «танцы с бубнами»..))) Всё таки уж очень лень было каждый раз менять стёкла , да и замена лампочек в ПТФ тоже занятие как то не слишком весёлое.. С заменой лампочек вопрос я в своё время решил методом достаточно примитивным, та же система плавного включения удлиняет ресурс в разы. На том этапе с контроллерами я ещё «не дружил», и по сему всё решилось при помощи всего на всего простейшего устройства ни мощном полевике.. Устройство получилось компактное, и его удалось «впихнуть» в корпус от стандартного реле.. Время зажигания регулируется подбором сопротивления и ёмкости, и если поставить тантал, то даже от температуры время мало зависти…
Но…. Стекло всё таки предательски треснуло…. Дело было зимой, и собственно ничего удивительного то и нет. К примеру, подъезжая на работу , паркуешься буквально «в сугроб».. И нагретое до приличной температуры стекло ( температуру я к стати померил.. Оказалось что греется стекло приблизительно до 100-120 Градусов ((((() мгновенно охлаждаясь в снегу трещит по швам…. Да и правильно. Корпус фары тесный, стекло близко…
Но безвыходных то ситуаций не бывает!!! )))
И появилась идея перевести ПТФ на мощные светодиоды! Тем более что почти все комплектующие сейчас можно приобрести на радио рынке, и цена вполне приемлема.
Итак, было подобрано. (на одну фару..) 6 шт. светодиодов, холодного свечения 3 Вт. , монтажная подложка под эти светодиоды, линза ( линзу я взял самую узко направленную – 15 градусов.), под подложку, и два уже собранных драйвера на 700 мА, и радиатор «звёздочка»…
Ещё для уж совсем что б было «мило» в закромах нашёл просто белые светодиоды 5 мм.
Тут есть смысл немного остановиться. В процессе экспериментов пробовал я и готовые «анютины глазки». Но китайский девайс оказался «не очень»… Дело в том, что нужного размера в продаже нет, да и при работе колечки оказывается греются «не по детски».. Мне только ещё этого источника тепла не хватало в фаре !!!. По сему колечко сделал новое, оно легло точненько под линзами, и не греется, и ничему не мешает..
Дальше всё думаю более ли менее понятно…
Только уж фарой придется пожертвовать… Потому что для того, что бы вся конструкция вошла внутрь свободно, изнутри диаметр отверстия , он же отражатель, надо чуть-чуть распилить ( или точнее расточить…) Я растачивал просто при помощи дрели, с зажатой в неё фрезой. Ничего страшного… )))
Площадку-радиатор для монтажа светодиодов пришлось чуть-чуть доработать. Дело в том, что в стандартном варианте светодиоды там включены все последовательно, а это никак не проходит. По сему пришлось разделить их на две группы по 3 СД в каждой. Радиатор , что бы влез внутрь фары тоже пришлось распилить поперёк на две равные части, и с одной стороны несколько скосить, что бы опять же всё влезло в фару.
Из доработок, как в последствие оказалось пришлось крепёж линзы тоже доработать. Вместо маленьких штырьков ориентации засверлить там отверстия 3 мм./ и вклеить кусочки винтиков М3, на которые потом линза и прикрутилась. СД на монтажную площадку и радиатор собираются на пасте КТП-8 ( для улучшения теплообмена), колечко «анютиных глазок» никак дополнительно не крепится, оно и так зажимается линзой достаточно жёстко. В моём случае, в фаре я просверлил ещё два отверстия для крепления всего этого «хозяйства», но потом уже пришла мысль, что можно было сделать несколько иначе, закрепить весь пакет изнутри…
СД в колечке «анютиных глазок» я соединил в 3 группы, последовательно в каждой группе по 9 СД, итого 27 штук.. Для того, что бы исключить нагрев, и стабилизировать ток питания СД, собрал простейшую схему Step-Up преобразователя на широко распространенной микросхеме МС34063. Ток питания каждого СД задан был в 18 мА и стабилизирован. ( Если кому потребуется, то выложу и схему и печатную плату под драйвер…)
Ну вот вроде бы всё. Вся конструкция собрана в фару, на место ключа для установки лампочки выпилил круглую заглушку, которая крепится на те же винты. Провода питания выведены через заглушку, и резиновый уплотнитель. Все драйвера и сильноточные и слаботочка упрятались в корпус от реле РС527( цена реле в магазине 45 рублей..) Корпус очень удобный, прочный, и ушками для крепежа. После монтажа всё свободное пространство я заполнил смазкой, типа ЦАТИМ ( только импортная какая то), это старый способ защиты электроники от атмосферных воздействий. После этого устройство можно хоть в воду бросать, хоть в грязи валять, всё равно работать будет…
Питание на «анютины глазки» я взял из блока предохранителей моторного отсека, со свободного гнезда, из группа «Hot on ON» , питание на ПТФ от штатной проводки ПТФ. Опять же, если вы хотите сохранить штатную проводку, то вполне можно сделать разъёмы для подключения LED ПТФ из фишек от перегоревших ламп, но я поставил новые авто герметичные разъёмы. Коробочка с драйвером крепиться в любое удобное место рядом с фарой (вот тут то пригодились отверстия в ушках коробочке)))) , самой обычной кабельной вязкой…
Ну что ж теперь то точно всё….
Что получили в итоге… Ходовые испытания показали, что LED ПТФ светят существенно ярче! При регулировке я их поджал максимально «к полу», по сему встречных не слепят, проверено… Эффект при включении превзошёл все ожидания…
«Натурные» испытания показали очень интересные эффекты от применения LED в ПТФ. Во первых, фары отлично светят именно в тумане. Буквально после установки новых фар в Белоруссии я попал в туман, буквально как молоко, видимость, метров 10-15.. Но при включении ПТФ граница видимости отодвигается сразу, для вполне комфортного движения с достаточно приличной скоростью… Со старыми фарами этого не было! Да и при испытании, примитивный люксметр показал уровень освещённости раза в 3 больше.. Точно я не мерил, не было необходимости, люксметр просто собрал «на ёжике» на коленке…
Второй интересный эффект, которого я ожидал уж меньше всего… На обратном пути из той же Белоруссии, так получилось, что ехал ночью.. И в какой то момент появились полоски тумана на дороге… Решил включить ПТФ.. И обомлел…..)))) При светодиодном свете разметка дороги буквально засветилась, искристым ярко белым светом !!!! Зрелище феерическое! Но и мало того, очень и очень удобное…. )) Даже старая, еле заметная разметка и та, была видна и светилась!! Видимо спектр излучения LED точно соответствует полосе отражения разметки…. По сему и такой эффект.
Ну и из за чего «сыр-бор» то был)))))) И тут всё оказалось хай класс! Температура стекла оказалась при длительной работе ( в комнате, где не было обдува…) была 62-64 градуса…. Что и требовалось….. Температура корпуса чуть меньше, где то в районе 60 градусов. При такой температуре стёклам уже ничего не грозит…….))))
Всегдашний вопрос….. Стоило ли «городить огород» ? Опять же, для себя я вопрос решил… Безусловно стоило…
Мало того, сейчас (время то прошло…) уже есть возможность и вовсе решить этот вопрос ещё более элегантно, правда менее бюджетно…) есть готовые блоки драйвер+СД, мощностью до 3х5 Вт. Очень компактные…
http://forum.fonarevka.ru/showthread.php?t=292
Здесь, на сайте есть уже собранные драйвер+матрица с СД, с светосилой до 1100 Лм!! , Правда цена одной штуки около 70$..(((((
Но всё же, с моей точки зрения, выигрыши от переделки оказались не сомненными… Эффект превзошёл все мои ожидания, а вот цена вопроса, не слишком уж пугающая…
Но…Каждый выбирает для себя…………..))))))))))))))))
Удачи!
С Уважением Иван Николаевич
Москва.
http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/668x534/5035454b-03ef-011c-951d-3eba96dcb267/Драйвер_700_мА.jpg
http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/5035454b-7c17-e6c0-951d-471be92455bb/Фара_сзади.jpg
http://f3.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/5035454b-88f1-6d75-951d-44141dc2de0e/Комплект_фары.jpg
http://f2.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/5035454b-ed4e-8bc6-951d-4a39787d38bd/Фара_спереди.jpg
Про треснувшие стёкла на ПТФ-ках Хайлэндера по моему уже исписаны целые тома…)) Но стёкла лопаются , и лопаются… Видимо не знают, что про них столько написано… И если честно, этот материал я начинал писать уже не один раз.. Просто как то пока надумаю что то изложить, либо новая идея приходит, либо просто времени не хватает..
Но суть изысков постараюсь изложить вкратце..
Первым этапом не равной борьбы с ПТФ-ками это была замена стёкол.. Со стёклами описано не раз и не два, замечу только пару пунктов..
Стёкла для наших ПТФ идеально подходят от китайских противотуманок (продаются на авто рынках, по цене 400-450 руб. комплект), но чем замечателен этот вариант, это тем, что в продаже бывают они с разными типами стёкол… Просто прозрачные, белые, рифлёные, с напылением, жёлтые, и жёлтые рифлёные… Выбирай, что хош! Мало того, стёкла вполне приличные, и легко вынимаются из фар. Так что вероятность их повредить –минимальная.
Пункт два, тоже пожалуй важный. Разбирать «наши» фары можно и без духовки. Я с успехом разобрал фары нагревая их просто строительным фэном. Просто зажав фару в тиски. Быстро и аккуратно.
Вклеивать стекло лучше всего специальным герметиком для аквариумов. Он продаётся к стати в небольшой упаковке, в тюбике с не большим аккуратным носиком , очень удобным для вклейки стекла.
Ну а дальше в моём случае начались «танцы с бубнами»..))) Всё таки уж очень лень было каждый раз менять стёкла , да и замена лампочек в ПТФ тоже занятие как то не слишком весёлое.. С заменой лампочек вопрос я в своё время решил методом достаточно примитивным, та же система плавного включения удлиняет ресурс в разы. На том этапе с контроллерами я ещё «не дружил», и по сему всё решилось при помощи всего на всего простейшего устройства ни мощном полевике.. Устройство получилось компактное, и его удалось «впихнуть» в корпус от стандартного реле.. Время зажигания регулируется подбором сопротивления и ёмкости, и если поставить тантал, то даже от температуры время мало зависти…
Но…. Стекло всё таки предательски треснуло…. Дело было зимой, и собственно ничего удивительного то и нет. К примеру, подъезжая на работу , паркуешься буквально «в сугроб».. И нагретое до приличной температуры стекло ( температуру я к стати померил.. Оказалось что греется стекло приблизительно до 100-120 Градусов ((((() мгновенно охлаждаясь в снегу трещит по швам…. Да и правильно. Корпус фары тесный, стекло близко…
Но безвыходных то ситуаций не бывает!!! )))
И появилась идея перевести ПТФ на мощные светодиоды! Тем более что почти все комплектующие сейчас можно приобрести на радио рынке, и цена вполне приемлема.
Итак, было подобрано. (на одну фару..) 6 шт. светодиодов, холодного свечения 3 Вт. , монтажная подложка под эти светодиоды, линза ( линзу я взял самую узко направленную – 15 градусов.), под подложку, и два уже собранных драйвера на 700 мА, и радиатор «звёздочка»…
Ещё для уж совсем что б было «мило» в закромах нашёл просто белые светодиоды 5 мм.
Тут есть смысл немного остановиться. В процессе экспериментов пробовал я и готовые «анютины глазки». Но китайский девайс оказался «не очень»… Дело в том, что нужного размера в продаже нет, да и при работе колечки оказывается греются «не по детски».. Мне только ещё этого источника тепла не хватало в фаре !!!. По сему колечко сделал новое, оно легло точненько под линзами, и не греется, и ничему не мешает..
Дальше всё думаю более ли менее понятно…
Только уж фарой придется пожертвовать… Потому что для того, что бы вся конструкция вошла внутрь свободно, изнутри диаметр отверстия , он же отражатель, надо чуть-чуть распилить ( или точнее расточить…) Я растачивал просто при помощи дрели, с зажатой в неё фрезой. Ничего страшного… )))
Площадку-радиатор для монтажа светодиодов пришлось чуть-чуть доработать. Дело в том, что в стандартном варианте светодиоды там включены все последовательно, а это никак не проходит. По сему пришлось разделить их на две группы по 3 СД в каждой. Радиатор , что бы влез внутрь фары тоже пришлось распилить поперёк на две равные части, и с одной стороны несколько скосить, что бы опять же всё влезло в фару.
Из доработок, как в последствие оказалось пришлось крепёж линзы тоже доработать. Вместо маленьких штырьков ориентации засверлить там отверстия 3 мм./ и вклеить кусочки винтиков М3, на которые потом линза и прикрутилась. СД на монтажную площадку и радиатор собираются на пасте КТП-8 ( для улучшения теплообмена), колечко «анютиных глазок» никак дополнительно не крепится, оно и так зажимается линзой достаточно жёстко. В моём случае, в фаре я просверлил ещё два отверстия для крепления всего этого «хозяйства», но потом уже пришла мысль, что можно было сделать несколько иначе, закрепить весь пакет изнутри…
СД в колечке «анютиных глазок» я соединил в 3 группы, последовательно в каждой группе по 9 СД, итого 27 штук.. Для того, что бы исключить нагрев, и стабилизировать ток питания СД, собрал простейшую схему Step-Up преобразователя на широко распространенной микросхеме МС34063. Ток питания каждого СД задан был в 18 мА и стабилизирован. ( Если кому потребуется, то выложу и схему и печатную плату под драйвер…)
Ну вот вроде бы всё. Вся конструкция собрана в фару, на место ключа для установки лампочки выпилил круглую заглушку, которая крепится на те же винты. Провода питания выведены через заглушку, и резиновый уплотнитель. Все драйвера и сильноточные и слаботочка упрятались в корпус от реле РС527( цена реле в магазине 45 рублей..) Корпус очень удобный, прочный, и ушками для крепежа. После монтажа всё свободное пространство я заполнил смазкой, типа ЦАТИМ ( только импортная какая то), это старый способ защиты электроники от атмосферных воздействий. После этого устройство можно хоть в воду бросать, хоть в грязи валять, всё равно работать будет…
Питание на «анютины глазки» я взял из блока предохранителей моторного отсека, со свободного гнезда, из группа «Hot on ON» , питание на ПТФ от штатной проводки ПТФ. Опять же, если вы хотите сохранить штатную проводку, то вполне можно сделать разъёмы для подключения LED ПТФ из фишек от перегоревших ламп, но я поставил новые авто герметичные разъёмы. Коробочка с драйвером крепиться в любое удобное место рядом с фарой (вот тут то пригодились отверстия в ушках коробочке)))) , самой обычной кабельной вязкой…
Ну что ж теперь то точно всё….
Что получили в итоге… Ходовые испытания показали, что LED ПТФ светят существенно ярче! При регулировке я их поджал максимально «к полу», по сему встречных не слепят, проверено… Эффект при включении превзошёл все ожидания…
«Натурные» испытания показали очень интересные эффекты от применения LED в ПТФ. Во первых, фары отлично светят именно в тумане. Буквально после установки новых фар в Белоруссии я попал в туман, буквально как молоко, видимость, метров 10-15.. Но при включении ПТФ граница видимости отодвигается сразу, для вполне комфортного движения с достаточно приличной скоростью… Со старыми фарами этого не было! Да и при испытании, примитивный люксметр показал уровень освещённости раза в 3 больше.. Точно я не мерил, не было необходимости, люксметр просто собрал «на ёжике» на коленке…
Второй интересный эффект, которого я ожидал уж меньше всего… На обратном пути из той же Белоруссии, так получилось, что ехал ночью.. И в какой то момент появились полоски тумана на дороге… Решил включить ПТФ.. И обомлел…..)))) При светодиодном свете разметка дороги буквально засветилась, искристым ярко белым светом !!!! Зрелище феерическое! Но и мало того, очень и очень удобное…. )) Даже старая, еле заметная разметка и та, была видна и светилась!! Видимо спектр излучения LED точно соответствует полосе отражения разметки…. По сему и такой эффект.
Ну и из за чего «сыр-бор» то был)))))) И тут всё оказалось хай класс! Температура стекла оказалась при длительной работе ( в комнате, где не было обдува…) была 62-64 градуса…. Что и требовалось….. Температура корпуса чуть меньше, где то в районе 60 градусов. При такой температуре стёклам уже ничего не грозит…….))))
Всегдашний вопрос….. Стоило ли «городить огород» ? Опять же, для себя я вопрос решил… Безусловно стоило…
Мало того, сейчас (время то прошло…) уже есть возможность и вовсе решить этот вопрос ещё более элегантно, правда менее бюджетно…) есть готовые блоки драйвер+СД, мощностью до 3х5 Вт. Очень компактные…
http://forum.fonarevka.ru/showthread.php?t=292
Здесь, на сайте есть уже собранные драйвер+матрица с СД, с светосилой до 1100 Лм!! , Правда цена одной штуки около 70$..(((((
Но всё же, с моей точки зрения, выигрыши от переделки оказались не сомненными… Эффект превзошёл все мои ожидания, а вот цена вопроса, не слишком уж пугающая…
Но…Каждый выбирает для себя…………..))))))))))))))))
Удачи!
С Уважением Иван Николаевич
Москва.
http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/668x534/5035454b-03ef-011c-951d-3eba96dcb267/Драйвер_700_мА.jpg
http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/5035454b-7c17-e6c0-951d-471be92455bb/Фара_сзади.jpg
http://f3.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/5035454b-88f1-6d75-951d-44141dc2de0e/Комплект_фары.jpg
http://f2.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/5035454b-ed4e-8bc6-951d-4a39787d38bd/Фара_спереди.jpg