В общем, если кому интересно, опишу свой опыт покупки авто в братской республике.
Покупал авто 2017 года, таможилось в РБ в апреле 2020 года по льготной программе, по которой многодетным, инвалидам и еще кому-то разрешено ввезти одну машину в год и вернуть (!) часть стоимости растаможки.
Ключевое слово "вернуть", т.е. как бы они платят всю стоимость, а часть им возвращается. Это важно, потому что с точки зрения таможни РФ за такие машины уплачивается полная стоимость и доплачивать ей ничего кроме утилизационного сбора не нужно. Выпуск в свободное обращение можно проверить на сайте таможни по ВИНу.
Машину можно покупать либо по ДКП, но его нужно регистрировать в ГАИ, которая по всей стране похоже работает по единому графику: воскресенье и понедельник - выходной, либо по счету-справке и договорам комиссии и купли-продажи. Первый заключается с продавцом, второй - с покупателем. Про страшилки второго варианта можно много почитать, но если соблюдать формальности, то проблем можно избежать. Зато не нужно никуда ехать, посредник может приехать и все заполнить сам. Машина должна быть снята с учета и на транзитах.
В итоге у вас на руках белорусское свидетельство на машину с отметкой о снятии с учета и либо ДКП с продавцом, либо счет-справка, ДКП с посредником и договор комиссии посредника с продавцом или его копия.
Купили, едете в РФ. Белорусскую страховку т.н. "зеленую карту" мне отдал продавец. Российскую на 14 дней сделал в последнем вагончике перед пограничным переходом метров за 100 - там было дешевле всего.
На границе ни таможенники, ни погранцы особого интереса ко мне не проявили, мельком взглянув на паспорт и свидетельство на машину.
Желательно заранее узнать какой из АКЦИЗНЫХ таможенных постов обслуживает регион, где вы прописаны. И если он в другом городе, то его стоит посетить по пути и решить вопрос с утилизационным сбором. Мне пришлось отдельно ехать из Краснодара в Новошахтинск ради одного заявления. Теоретически можно почтой, но надо было знать что точно слать и писать в заявлении. Теперь я знаю
По приезду в течение кажется 15 календарных дней нужно уплатить утиль, для этого желательно уже иметь электроный ПТС. И вот тут как раз и кроется вся соль: нужен ли для этого СБКТС, для которого нужна кнопка ЭРА-ГЛОНАСС? Это примерно 15+30 тыс. рублей помимо самого ЭПТС.
Однозначного ответа нет. По закону СБКТС оформляется на "единичное транспортное средство", которым по определению является ТС, ввозимое на единую (!) территорию таможенного союза. Т.е. ТС, которое было уже выпущено в свободное обращение в любой стране - члене таможенного союза после ее в него вступления, единичным ТС при ввозе с ее территории на территорию РФ не является и не требует оформления СБКТС, а значит и установки УВЭОС.
Но по словам эксперта, оформлявшего мне ЭПТС, наличие кнопки могли проверить в ГИБДД при постановке на учет. Сейчас это, видимо, зависит от конкретного поста ГИБДД. У меня не спрашивали.
P.S. Извините, что много и в чужой теме, но тут было обсуждение про это и я счел нужным поделиться опытом...