В режиме холостого хода процесс сгорания в цилиндрах двигателя проходит не так интенсивно, как в нагрузочных режимах, в результате температура масла может опуститься ниже 100 °С, т. е. на режиме холостого хода масло в двигателе начинает остывать. При таких температурах в моторном масле начинает накапливаться вода (из воздуха), которая способствует образованию кислот. Кроме того, на холостом ходу в результате неполного сгорания топливо может конденсироваться на стенках цилиндров, также на стенках цилиндров накапливаются нагар и сажа. В результате в масло могут попадать несгоревшее топливо, частицы сажи и нагара. Смазывающие свойства масла ухудшаются. Таким образом, при длительной работе на холостом ходу могут ускоряться процессы износа деталей в двигателе, что в свою очередь вызывает ухудшение топливной экономичности, и сокращаться срок службы масла. Также могут повреждаться компоненты системы выпуска, предназначенные для нейтрализации вредных выбросов в отработавших газах.