О нарушении прав потребителей продавцами автотранспортных средств и их сервисными центрами
при установлении и исполнении гарантийных обязательств
В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Федеральная служба) поступают многочисленные обращения граждан, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей и других организаций о нарушении прав потребителей продавцами автотранспортных средств (далее продавцы или продавцы автотранспортных средств) при установлении гарантийных обязательств, а также исполнении указанных гарантийных обязательств продавцами и организациями, выполняющими их функции (сервисными центрами).
Федеральная служба, учитывая массовый характер нарушений прав потребителей при установлении и исполнении указанных гарантийных обязательств, считает необходимым сообщить следующее.
Анализ устанавливаемых продавцами автотранспортных средств гарантийных обязательств показывает наличие в них большого количества условий, несоответствующих законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей.
В указанных обязательствах выявляются типичные нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами при установлении и исполнении гарантийных обязательств:
- неправильное определение в нарушение второго абзаца пункта 6 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее Закон), статей 476 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) правовых последствий нарушения потребителем правил использования, хранения и транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (товар снимается с гарантии, гарантия признается недействительной, гарантия утрачивает силу и т.п. в случае совершения или несовершения потребителем определенных действий);
6. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
к вопросу установке не у дилера автосигнализации,автомагнитолы,должна быть доказана прчинно-следственная связь м/у установкой и выходом из строя определённого агрегата,узла.
- ограничение права потребителя на предъявление продавцу по своему выбору любого из предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона требований;
- определение в договоре в нарушение пункта 3 статьи 401 ГК РФ обстоятельств непреодолимой силы;
- установление продавцом в нарушение пункта 7 статьи 5 Закона меньшего гарантийного срока, чем установлен изготовителем (в том числе на заменяемые в соответствии с гарантийными обязательствами изготовителя комплектующие и составные части основного изделия), в том числе в форме установления меньшего гарантийного срока в какой-либо одной из предусмотренных изготовителем единиц измерения (годах, месяцах, километрах) или в форме введения в пределах гарантийного срока изготовителя дополнительной не предусмотренной изготовителем единицы его измерения;
7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
- установление продавцом в нарушение второго абзаца пункта 6 статьи 18 Закона условия о том, что он несет ответственность только за недостатки, возникшие в течение гарантийного срока только по его вине или по вине завода изготовителя (недостатки, являющиеся браком при изготовлении, производственным дефектом или браком материала, дефектами заводского производства и т. п.).
Анализ устанавливаемых продавцами автотранспортных средств гарантийных обязательств показал также наличие в них большого количества и других специфических условий, несоответствующих законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей и характерных преимущественно для сферы гарантийных обязательств продавцов автотранспортных средств.
К таковым необходимо отнести следующие нарушения:
- актическое установление в нарушение статьи 7 Закона и статьи 18 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" продавцом (иной коммерческой или некоммерческой организацией, не являющейся изготовителем соответствующих автотранспортных средств) норм, правил и процедур технического обслуживания (в том числе правил, положений, касающихся периодичности технического обслуживания) автотранспортных средств;
- в нарушение пункта 6 статьи 18 Закона (пункта 2 статьи 476 ГК РФ) фактически обуславливание продавцами или организациями, выполняющими функции продавцов, выполнение гарантийных обязательств продавца и (или) изготовителя заключением договора (договоров) о выполнении работ по техническому обслуживанию (ТО) автотранспортного средства исключительно с определенными хозяйствующими субъектами (с организациями, выполняющими функции продавца или изготовителя, или с иными прямо определенными организациями)
6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
http://www.consultant.ru/popular/consumerism/37_2.html#p318
- в нарушение пункта 6 статьи 18 Закона (пункта 2 статьи 476 ГК РФ) фактически обусловливание продавцами или организациями, выполняющими функции продавцов,
выполнение гарантийных обязательств продавца и (или) гарантийных обязательств изготовителя покупкой комплектующих изделий, проведением ремонта, антикоррозийной обработки, установкой подкрылок или сигнализации у продавца, организации выполняющей функции продавца (изготовителя) или у других прямо определенных хозяйствующих субъектов.
6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
- определение продавцом условия о том, что он не несет ответственность в рамках гарантийных обязательств изготовителя за качество отдельных комплектующих изделий и составных частей основного изделия, в то время как изготовитель товара предоставляет гарантию качества на товар без исключений по комплектующим и составным частям или с иными исключениями, чем определяет продавец в пределах гарантийного срока изготовителя.
Представляется необходимым привести пример подобного нарушения: хозяйствующий субъект определил, что гарантийные обязательства не распространяются на определенные детали автомобиля, подвергающиеся износу, зависящему от интенсивности, условий эксплуатации и стиля вождения владельца автомобиля, а также на определенные детали и материалы с регламентированными пробегами. Однако гарантийные обязательства изготовителя, условия которых изложены в документации, прилагаемой к автомобилю, действуют в отношении всего автомобиля, без каких-либо исключений по комплектующим и составным частям.
Таким образом, данное условие гарантийных обязательств в пределах гарантийного срока, установленного изготовителем, следует признать не соответствующим первому абзацу пункта 1 статьи 19 Закона, так как продавец исключает право потребителя на предъявление ему требований в связи с обнаружением в указанных комплектующих и составных частях недостатков товара в течение гарантийного срока, установленного изготовителем.
1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Говоря о нарушении прав потребителей при установлении и исполнении гарантийных обязательств продавцами автотранспортных средств необходимо отметить имеющуюся в настоящее время практику фактического переложения продавцами бремени гарантийных обязательств на организации, выполняющие их функции. Гарантийные обязательства продавцов во многих случаях предусматривают возможность предъявления лишь требования о безвозмездном устранении недостатков товара, возникших в течение гарантийного срока продавца и (или) изготовителя, и только организации (организациям), выполняющей функции продавца. В таких случаях организации, выполняющие функции продавцов, практически предстают перед потребителем в роли самостоятельного субъекта гарантийных обязательств на приобретенное потребителем автотранспортное средство.
В связи с этим, следует подчеркнуть, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей организации, выполняющие функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним или любые иные лица, за исключением розничного продавца или изготовителя, не могут являться по отношению к потребителю самостоятельными субъектами гарантийных обязательств на какие-либо товары, за исключением реализуемых непосредственно ими. Организации, выполняющие функции продавца или изготовителя (сервисные центры и т.п.), в соответствии с Законом в рамках предоставленных им полномочий выполняют только определенные действия в рамках соответствующих обязательств продавца (изготовителя).
Потребитель вправе требовать от соответствующих хозяйствующих субъектов выполнения определенных действий в рамках гарантийных обязательств только в случае установления на товар гарантийного срока изготовителем или розничным продавцом. Согласно пункту 1 статьи 19 Закона в случае обнаружения в товаре недостатка в течение гарантийного срока, установленного изготовителем, потребитель вправе предъявить любое из требований, предусмотренных статьей 18 Закона, по своему выбору изготовителю, организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним, продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. В случае обнаружения в товаре недостатка в течение дополнительного гарантийного срока, установленного продавцом (в промежуток времени по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем), потребитель вправе в рамках гарантийных обязательств продавца предъявлять любое из требований, предусмотренных статьей 18 Закона, по своему выбору продавцу или организации, выполняющей функции продавца.
В исключительных случаях условия договоров (соглашений), предлагаемых гражданам к заключению продавцами автотранспортных средств или организациями, выполняющими функции данных продавцов, соответствуют законодательству, но существенно ограничивают интересы потребителя или являются явно обременительными для потребителя.
В связи с этим следует обратить внимание на право потребителя на расторжение или изменение такого договора на основании статьи 428 ГК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 428 ГК РФ потребитель вправе требовать расторжения или изменения договора, заключенного им на основе стандартной формы продавца (организации, выполняющей функции продавца), если в указанном договоре содержатся условия хотя и не противоречащие законодательству, но являющиеся для потребителя явно обременительными (в том числе: условия, исключающие или ограничивающие ответственность другой стороны за нарушение обязательств; условия, лишающие потребителя прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида).
При обращении потребителей контролирующие органы и общественные организации в целях защиты прав потребителей и создания равных условий хозяйствования для продавцов, изготовителей и организаций, выполняющих их функции, в соответствии с предоставленными им полномочиями осуществляют соответствующую разъяснительную работу, проводят работу по приведению в соответствие с законодательством о защите прав потребителей условий гарантийных обязательств продавцов автотранспортных средств, устанавливаемых в стандартных формах договоров (соглашений), в том числе путем подачи в судебные органы соответствующих исков в защиту прав неопределенного круга потребителей.
Письмо Роспотребнадзора "О нарушении прав потребителей продавцами автотранспортных средств и их сервисными центрами
при установлении и исполнении гарантийных обязательств" http://old.gsen.ru/zpp/i080904.html
Закон о защите прав потребителей http://www.consultant.ru/popular/consumerism/
Гражданский кодекс РФ,часть №1 http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
Гражданский кодекс РФ,часть №2 http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/
Постановление РФ № 290"Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ)по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств"
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=65895
настольная книга,факт.например:
"31. Потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии."
к слову о присутствии на ТО,и в ремзоне.
Гарантийные обязательства - подводные камни.http://www.zr.ru/content/articles/1...elstva_-_podvodnyje_kamni_period_poluraspada/
Посмотреть вложение Мои права в автосалоне и автосервисе.pdf
Для себя сделал вывод - дилер,он сидит ровно.
Чтобы заставить его шевелиться,это лишь твоё желание,твоя юридическая правовая грамотность,и опытный юрист в качестве консультанта(который в теме).