АКПП на 2,4л - 3,0л. 4-х скоростные АКПП U140E ,U140F, U240 , U241.

Тема в разделе "Ходовая", создана пользователем фан-фан, 3 фев 2016.

  1. фан-фан
    Оффлайн

    фан-фан Достану всем всё и всех

    Благодарности:
    43
    Адрес:
    Зеленоград
    Автомобиль:
    2,4 4WD 2005г
    Добрый всем день,решил поделиться своей находкой, не технической литературой,а manual АКПП более доступным языком .И сделал скрин с сайта,чтоб потом не искать,а было все тут у нас,возможно поможет кому для выявления и предотвращения поломок,да и мифы и слухи не которые развенчает,например масло,какое,сколько и во сколько(замена)!! За сколько? решать вам..

    АКПП Toyota / Aisin Co U140, U140E, U140F, U240, U240E, U241, U241E -340-
    [​IMG] - Типичные ремонтные места АКПП
    [​IMG] - На каких авто устанавливались эти АКПП
    [​IMG] - Нужна диагностика или ремонт АКПП
    [​IMG] - Слабые места Электрики U140А (H) - U240/1
    [​IMG]

    4-х скоростные АКПП U140E , U240 , U241 и все семейство этих трансмиссий от Aisin Co является самым популярным и самым массовым в ремонте. КонструкцияU140E строилась с перспективой расширения до 5-ти скоростей (для чего в конструкцию ввели дополнительный (третий) планетарный ряд Underdrive.)

    Пилотная U140E была выпущена в 1998 г. для Лексуса RX330 (под айсиновским именем AW90-40LS) с двигателем 2.4 л. Первый же год эксплуатации дал положительные отзывы и на следующий год 90-40LS (U140) установили уже на Лексус ES300 с 6-ти цилиндровым 3-х литровым двигателем.

    А с 2000-го года вышла модификация U240 (для Лексуса - 91-40LS) и началось массовая установка U140\ U240 на весь ряд популярных машин Тойоты для японского рынка (Caldina, Harrier, Highlander итд.)

    Модификация для полноприводных авто (4х4- FullWeelDrive) носит литеру F - U140F. Но с 3-х литровыми моторами эта серия не пошла и ее вскоре (в 2003-м) заменили на более крепкие пятиступки U250, С моторами до 2.5 литров U140 стала неубиваемой.

    Для менее мощных двигателей переднеприводных легковых машин была разработана модификация U240 , которая сначала была опробована на моделях Тойоты второго ряда (Caldina, Corona, ...) с двигателями 2.2 литра, а затем после незначительных изменений превратилась в коробку-бестселлер U241 для популярных тойотовских авто.

    [​IMG]U241E (U240E) успешно и надежно работают с 2000 года на переднеприводных (и полно-приводных) автомобилях среднего класса с двигателями от 2 до 3-х литров. Это - популярные Camry, RAV4, Avensis, Highlander, Celica, итд (полный список - внизу). U241 несколько усилена по сравнению с U240E (усилены некоторые деталей "железа" - насоса, осей, барабанов, планет) и может уверенно передавать чуть больший момент. Разница между близнецами - в пакете Underdrive, самом нагруженном (справа).

    Конструкция этих автоматов настолько надежна и современна, даже имея ненужное ослабляющее звено в виде третьей планеты, автоматы U240-241 до сих пор устанавливаются в самой Японии на мегапопулярные Короллы, Камри и RAV4. (полный список - внизу)

    Kогда "детские болезни" первых выпусков U140 были излечены, Айсин в 2001-м выпустила на этой конструктивной базе более комфортную 5-ступенчатую семью АКПП: U150- U250.

    Типичные неисправности U240\U141

    Эта сравнительно "молодая" семья 4-АКПП - лидер среди всех японских АКПП по появлению в ремонте. Сравнивая с остальным миром, U240-140 уступает в популярности только некоторым европейским завсегдатаям сервисов - ZF 5HP19 и 6HP19-21.

    А в спину им дышит преследователь - AL-4 (DP0). подробнее о рейтинге ремонтов АКПП - здесь. Но это не рейтинг "надежности" или "ненадежности". В этот рейтинг попадают те машины, которые часто приходят в ремонт или по причине своих долгих лет (как тойоты и ауди-бмв) или по причине слишком ранних болезней еще молодых, но удачных французских скакунов (DP0), которых владельцам жалко "пристреливать".



    [​IMG]


    Самый первый сервис U140 \U241 - смена масла и универсального фильтра (№340010) с прокладкой поддона. В 1998 -99 годах фильтры первого поколения - металлические со стальной сеткой - 340010A. После 99-го года поддон изменили под новый фильтр - с фетровой мембраной.

    [​IMG]

    До 2004-2005 годов Тойота-Лексус применяли масло T-IV, потом Тойота постепенно стала переводить все АКПП на синтетическое "несменяемое" масло WS с соответствующими изменениями программ управления электроники. А с новыми гидроблоками 2006 года рекомендуется применять только WS. Нужно ли менять "несменяемое" масло АКПП и когда это стоит делать ?



     

    Вложения:

  2. фан-фан
    Оффлайн

    фан-фан Достану всем всё и всех

    Благодарности:
    43
    Адрес:
    Зеленоград
    Автомобиль:
    2,4 4WD 2005г
    Как часто стоит менять масло в АКПП?
    Для каждой трансмиссии существует своя рекомендация изготовителя по замене масла, но в последние годы коробки значительно усложнились и этим рекомендациям не стоит доверять безоговорочно.

    Дело в том, что синтетические масла, называемые "несменяемыми", действительно не изменяют свой состав от времени и температуры в отличии от полусинтетики и минеральных масел 20-го века. Но все равно никуда не деться от взвеси, появляющейся в масле от изнашивающихся фрикционов. Фрикционы самой коробки могут служить весь срок и иметь достаточный ресурс даже после 300 ткм, но только в случае, если всегда работали при достаточном давлении масла.

    [​IMG]
    Самым главным фрикционом, от которого зависит срок первого капремонта обычно является фрикцион муфты гидротрансформатора. А с введением режима управляемого проскальзывания муфты ГДТ его срок жизни может быстро придти к концу, если водитель педалью газа часто заставляет компьютер АКПП включать этот режим.

    Поэтому как только весь рабочий слой этого фрикциона съедается, в масло кроме пыли от фрикциона попадает и клеевой состав. Все эти составляющие могут быть настолько мелкими и растворяться в масле, что не задерживаются фильтром. И когда их количество достигает критической концентрации, тогда и начинается ускоренное старение узлов, описанное выше.

    Так что масло стоит менять не по каким-то нормам, а исходя из его степени загрязнения. Причем чем старее фрикционы, тем чаще следует проверять и менять масло ATF




    Фильтр - одноразовый с фетровой двойной мембраной, на 100% выполняет свои функции первые 150-180 ткм, #340010. Но желательно менять его с каждой второй сменой масла. И по мере старения трансмиссии - все чаще.

    [​IMG][​IMG]Из Ремкомплектов прокладок и сальников (Оверол-кит)Мастера заказывают только неоригинальные Оверолы. Подороже - Транстек или подешевле - АТОК, или - АЛЬТО, ремкомплекты без поршней - №340002.

    Фрикционы всем комплектом (№340003) заказывают только дисциплинированные владельцы, не пытающиеся экономить лишнюю тысячу-другую рублей раз уж ввязались в переборку автомата или в случаях, когда машина пришла в ремонт с горелым маслом. Фрикционы, пропитанные горелым маслом, значительно теряют свои качества, скользят, хуже отводят тепло, что неумолимо приближает следующий капремонт.


    - Планетарный Ряд Передний, (Output Planet) №340582. (справа)
    У него, как правило, от предельных нагрузок разбиваются оси шестерен-сателлитов. В результате уменьшается пятно контакта между шестернями-сателитами и солнечной шестерни (340612), что приводит к ускоренному разрушению "зубов".

    Причина обычная для всех авто с мощным (3л) двигателем - Передний планетарный ряд первым не выдерживает высокого крутящего момента в условиях недостатка масла. Поэтому владельцам таких авто стоит избегать неоправданных агрессивных разгонов и испытаний бездорожьем.

    [​IMG]Если на магнитах поддона есть ежики стружки - это скорее всего передняя планетарка 582. После 150 ткм нужно следить за фракцией металлической крошки в масляном поддоне, если обнаружены крошки крупнее 1 мм - это знак, что началась цепная реакция разрушения шестерен, когда изношенный планетарный ряд начинает убивать насос и другие планеты. Чем раньше произведена замена этой планетарки, тем в лучшем состоянии остаются остальные узлы этой замечательной коробки.

    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]Вместе с передней планетой340582 зеркально разбивается и солнечная шестерня (340612).

    С ними вместе меняют и подшипник (340238). (смотри схему выше) Если машину с такой неисправностью продолжали эксплуатировать дальше, то процесс разрушения идет дальше: крошками металла разбивает и Коронную шестерню (340592), справа

    [​IMG]

    [​IMG]
    На следующем этапе разрушений, осколками раскрошившегося металла переднего планетарного рядаразбивает - Задний Планетарный Ряд U140, 340584.

    [​IMG]С ним вместе меняют: Барабан-Ракушка (Шелл) (340614).(Output Planet).

    Также в цепочку повреждений, следующей за задней планетой иногда попадает:

    - Ступица под фрикционы (Hub), 340576.

    Или солнечная шестерня на барабане 340575. Все зависит от того - куда занесет маслом металлические крошки.

    [​IMG]

    [​IMG] Задняя Крышка340759, - второе "слабое звено" конструкции - головная боль конструкторов: она в семействе U140-240 выполняет роль суппорта.

    Эта проблема характернадля мощных двигателей как RAV-4, так и для Camry, Lexus RX300. И в большей части для последних лет, где компьютер согласно последней моде позволяет водителю нагружать трансмиссию до предела.

    [​IMG]
    Многие машины приходят в сервис с задней крышкой, разбитой клинящим тефлоновым кольцом (340179AT). От потери давления масла начинают проскальзывать и гореть фрикционы пакета сцепления Директ.

    Этот узел долго искал своего решения, так как мягкий алюминиевый сплав крышки не выдерживал предельных боковых нагрузок. Практически ежегодно с 1999 года конструкция (и материал) этих крышек для тяжелых авто совершенствовалась и сейчас на рынке существует несколько модификаций крышек разного года выпуска -340759.

    Проблема связана со значительной изгибающей нагрузкой, передаваемой на вал барабана Директ от дифференциала (№340720) при агрессивной езде (высоких крутящих моментах) и дополнительно провоцируетсягрязным маслом, истирающим тефлоновый слой уплотнительного кольца. Возникает это при крутящем моменте, близком к максимальному. Водителю надо понимать замысел конструкторов, предложивших 3 варианта коробок: 4-х, 5-ти (U150) и 6-ти (U660) ступенчатых. Если "неубиваемая" 4-х ступенчатая АКПП рассчитана на спокойный стиль вождения до 400 или даже 500 ткм, то чтобы почувствовать себя "шумахером" за свои деньги -выпускается 6-ти ступенчатый автомат U660.
     
  3. фан-фан
    Оффлайн

    фан-фан Достану всем всё и всех

    Благодарности:
    43
    Адрес:
    Зеленоград
    Автомобиль:
    2,4 4WD 2005г
    Если у вас 3-х литровый двигатель, то меняйте чаще масло и ремонтируйте гидротрансформатор как только масло стало загрязняться очень быстро.

    [​IMG][​IMG]

    [​IMG]Замену фрикционов и стальных дисков в пакете Direct по статистике производят в 3-4 раза чаще, чем в остальных. В типичный заказ входят фрикционы Директ - 340106 и стальные диски 340126. В половине случаев к ним заказывают еще второй по нагруженности пакет - Форвард № 340108 (фрикционы) со стальными дисками 340128.

    Часто причина как и упомянуто выше - компрессионное тефлоновое кольцо (340179AT) симметрично разбивает кроме крышки и посадочное место Барабана (Direct) -#340555 (справа).


    Что и является причиной ухода давления из пакета, недостаточного прижимания фрикционов и выгорания всего пакета Директ. Поэтому при первых же признаках пробуксовки пакета Директ (стол-тест) стоит не дожидаясь фатальных последствий для Барабана или Задней крышки менять кольца и расходники, чтобы не доводить дело до замены железа - крышки и барабана.

    И стоит иметь ввиду, что настройки компьютера на тяжелых машинах часто позволяют нагружать ее свыше предельного крутящего момента.

    [​IMG]
    [​IMG]


    Еще одна популярная замена в этом же пакете сцепления Директ:


    - Поршень обрезиненный с держателем, (Direct Clutch)340965AK.

    Резина не выдерживает повышенной температуры, работы всухую и с вибрациями.

    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]Одна из частых замен, связанных с долгой эксплуатацией с недостатком масла или с разбитой планетой:

    - замена втулки насоса 330034.

    А если водитель долго эксплуатировал АКПП с подтекающим сальником насоса 340070 то заказывают и сам:

    - Масляный насос 340510.(справа)

    [​IMG]

    Для капремонта постаревших автоматов часто спрашивают:

    - Поршень, Piston U240/ U241 Underdrive Clutch #1 - с ретейнером (обрезиненный) - 340960AK

    [​IMG]

    Типичная "детская болезнь" Электронных Блоков Управления от Фуджитсу первых лет (Engine Control Unit - ECU) - 340450. Непропайка контактов, из-за чего непредсказуемо горят пакеты, скачет давление. Ремонт блока несложен, недорог и надежно решает эту фабричную недоделку без демонтажа коробки.

    Проблема встречалась как детская болезнь в основном на RAV4 первых лет выпуска.

    [​IMG]

    [​IMG]
    Практически при каждом приходе в ремонт не обходится без профилактической замены Сальника-манжеты насоса - 340070 слева


    И - Сальника левой полуоси со стороны корпуса (нар. диаметр 80.26мм) 340077.

    Сальники полуоси пр\лев. различаются для U240 - U140Е - U246 - 141F.

    Если на возрастной машине начинают течь сальники при прочей нормальной работе коробки - сигнал, что наступило время для самого недорогого планового капремонта: замены расходников гидротрансформатора и замену износившихся расходников АКПП. Обычно с этим дефектом заказывают фильтр с Оверол китом, производят чистку гидроблока и соленоидов.

    [​IMG]

    Слабые места электрики U140А (H) - U240/1:
    [​IMG]
    Часто проблемы этих коробок начинаются с "атеросклероза мозгов", которые живут относительно долго, но ...
     
  4. фан-фан
    Оффлайн

    фан-фан Достану всем всё и всех

    Благодарности:
    43
    Адрес:
    Зеленоград
    Автомобиль:
    2,4 4WD 2005г
    Слабые места Электрики U140А (H) - U240/1:
    4-х скоростные АКПП U140E , U240 , U241 от Aisin Co традиционно отличаются очень надежной и долгоживущей электрикой.

    [​IMG]
    Мастера почти всегда обходятся ремонтом и чисткой гидроблока и соленоидов, не производя каких-то дорогих замен.

    [​IMG]Ремонт возрастных гидроблоков - заключается в очистке от нагара и восстановлении каналов по которым ходят клапаны-золотники.

    Для восстановления Соннакс разработал множество ремкомплектов и инструмента. Например 57917E-01K (наш #340741A-SX).

    Самым напряженно работающим соленоидом является главный Соленоид линейного давления EPC\SLT (340428). Этот соленоид работает при каждом переключении, регулируя общее давление в зависимости от показаний датчиков, через него идет весь поток грязного масла и износ золотников и каналов наступает раньше остальных, особенно, если не вовремя обслуживать АКПП.

    Проблема соленоидов обычно идет рядом со сгоревшим пакетом Директ и изношенными уплотнениями суппорта задней крышки. Процесс болезни можно представить так: Сначала изнашиваются кольца (см.здесь), травя все больше масла, компьютер по показаниям датчиков добавляет поток масла от насоса посредством открытия каналов соленоида ЕРС на большее сечение, до тех пор, пока соленоид не открывается на максимальное сечение и не пропускает через себя двойной-тройной от нормального поток масла. Затем наступает момент, когда насос работая на полную мощность уже не справляется с потерями масла через уплотнения колец. Фрикционы начинают проскальзывать, гореть и автомат перестает передавать крутящий момент на колеса.

    Кроме ЕРС изредка меняют соленоиды шифтовики - переключатели скоростей: 340421, 340422,340431.

    В случае длительной работы с горелым маслом и изношенным фрикционом гидротрансформатора мастера меняют весь комплект соленоидов.

    В гидроблоках U140 и U240 используются 3-way и linear соленоиды. Существует множество типов гидроблоков и соленоидов. Подбираются по VIN-коду

    [​IMG]
    Соленоиды 3-way, (слева) работают как переключатели, то есть шарик направляет поток масла в один канал или на сброс. В отличии от первого поколения, которые работали как простые выключатели, в режиме "ON-OFF".

    Схема работы гидроблока постоянно совершенствовалась и сейчас имеется большое количество вариантов его конструкции, отличающихся в основном различными соленоидами. [​IMG]

    Второй тип соленоидов linear, (справа) - это уже переключатели-регуляторы, клапаны импульсного управления, позволяют кроме того еще плавно регулировать степень открытия каналов и содержат в своей конструкции вместо шарика клапаны-золотники наподобие тех, что работают в гидроплите.

    И в некоторых плитах U241E , где износ ранее требовал ремонта или замены золотников самой гидроплиты, теперь стоят эти сложные соленоиды, которые исключают необходимость ремонта или замены гидроплиты. Сейчас просто заменяются соленоиды вместе с выработанными золотниками. (смотри схему гидроплиты слева)

    [​IMG]
    Существуют модификации гидроплиты U241, где вместо linear соленоидов используются 3-way соленоиды (слева схема плиты для Пикник, Авенсис Версо, Эстимы, Харриера...).

    Из соленоидов чаще всего на замену идут именно PWM-соленоиды. Конструкция шариковых 3-way соленоидов-клапанов позволяет им штатно работать даже при большом износе весь срок службы автомобиля.


    ... существуют модификации гидроплиты U241, где вместо linear соленоидов -регуляторов используются 3-way соленоиды - клапаны (слева схема гидроблока для Тойота Пикник, Авенсис Версо, Эстимы, Харриера...)."

    [​IMG]



    Справедливости ради стоит отметить, что рекордное количество ремонтов этого семейства АКПП связано не с тем, что эти коробки - неудачные и ненадежные. Просто этот автомат выбрали для миллионов "долгоиграющих" и популярных автомобилей, а водители за долгие годы безупречной работы забывают следить за маслом в акпп и к тому же любят испытать на прочность 3-х литровый мотор, надеясь, что трансмиссия такая же "неубиваемая", как и сама Тойота. Тойота стоит на первом месте в России по количеству эксплуатируемых машин с автоматом.

    [​IMG]
    Другая причина столь частых поломок - рынок 21 века потребовал от автоматов прыгнуть выше головы - чтобы коробки ездили как "чипованные", не отставая от широкоразрекламированных ДСГ и чтобы переключались незаметно, не отставая от взорвавших рынок вариаторов и ДСГ.

    Эта "паническая" погоня за громкокричащими о своих скорых победах конкурентами и привела к тому, что автоматы стали разгоняться быстрее, переключаться незаметнее, но при этом и служить стали не как старые добрые четырехступки, а как "одноразовые" ДСГ и вариаторы, из которых не все добегают до заветных 200 ткм.

    Другую машину давно быуже продали или выбросили на свалку, а на Тойотах ездят до тех пор, когда скорости совсем перестают переключаться и масло АКПП почернеет как квадрат Малевича. И только тогда едут в ремонт, чтобы послушать историю как игла подшипника, пропутешествовав по внутренностям АКПП, всего за несколько недель разбила планетарки, барабаны, ступицы этой неубиваемой коробки.

    Ремонт трансмиссий U140-240 настолько изучен мастерами, а цены на эти запчасти настолько низки из-за конкуренции, что большинство знающих владельцев предпочитают ремонтировать эти АКПП вместо того, чтобы играть в рулетку, покупая БУ-кота в мешке с убитой машины. Устанавливать БУ коробку имеет смысл только тогда когда железо убито напрочь и капремонт обходится дороже 120 т.руб, - это нормальная стоимость замены на перебранную БУ коробку с гарантированным качеством.

    После капремонта с заменой "железа" эти АКПП еще несколько лет ходят без проблем. Если, конечно, ремонт делал добросовестный мастер.
     
    АндрейИванович, Тон-т10 и Гросс поблагодарили за это.

Поделиться этой страницей